Памятка для педагогов
«Развиваем речь с помощью скороговорок».
Чем полезны скороговорки?
Учитель-логопед И.Ю.Перец
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.
Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
v Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
v После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
v Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
v Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
v Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
Пусть наши дети говорят красиво! Пусть они вырастут успешными! Пусть совместные занятия принесут нам не только пользу, но и удовольствие! |
Консультация «Родитель - учитель языка для своего ребенка»
И.Ю.Перец, учитель - логопед
Общение станет более эффективным, если в повседневном общении с ребёнком вы постараетесь учитывать принципы обучения языку. И кроме того, таким образом вы сможете овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении. Учить не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке: речь идёт о том, чтобы показывать ребёнку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.
1. Начинать следует в первые же дни жизни ребёнка: когда вы делаете ему ощущение тепла и безопасности( хотя вам кажется, что в таком возрасте он этого не замечает ).
2. Проявляйте готовность слушать. Старайтесь поощрять даже самые первые слабые и нечленораздельные попытки малыша заговорить. Если роль слушателя вас утомляет, если вы устали или торопитесь, не забывайте : терпение, проявленное в дошкольный период, существенно облегчит вашу задачу в будущем.
3. Уделяйте ребёнку побольше времени. В раннем детстве влияние семьи на языковое развитие, когнитивное развитие и приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в дошкольные годы закладываются основы уверенности в себе и успешного языкового общения вне дома. От степени раннего языкового развития будет зависеть дальнейшее продвижение ребёнка в школе, в компании сверстников на работе.
4. Присоединитесь к ребёнку, когда он смотрит телевизор. Старайтесь узнать, что его интересует: обсудите с ним увиденное. Вы можете задать вопросы, например:
- Как ты думаешь, что произошло?
- Что происходит с ним сейчас?
- Как ты считаешь, что будет дальше?
5. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Уважайте его неповторимость.
6. Ставьте для себя и для ребёнка реальные цели. Ведите и направляйте его, но не подталкивайте.
7. Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания: родителям тоже нужно «жить».
|